«Золотой век» средневековой русской живописи

«Золотым веком» средневековой русской живописи принято считать период со второй половины XIV-XV вв. В Москве работает Феофан Грек. Сохранилась часть иконостаса, расписанного им, в Благовещенском соборе. Крупнейшим же художником этой эпохи может быть назван Андрей Рублев (1370-1430).

Сохранились его фрески в Успенском соборе Москвы, где с особенной выразительностью изображены сцены Страшного суда; иконостас Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре и деисусная композиция в Звенигороде. Во Владимире он вместе с Даниилом Черным (1360 — 1430) расписывал местный Успенский собор. Здесь также лучше всего сохранилась сцена Страшного суда. Но новое в творчестве Рублева заключалось в том, что в этой сцене нет устрашения, кары, в апостолах и их воинстве нет аскетизма. Главенствует победа добра и справедливости, а также прослеживается призыв к жизни светлой и праведной, мужеству. Для творчества Рублева характерна высокая человечность образов, гуманизм. Самым известным произведением Рублева считается «Троица». Именно с этой иконы в начале XX в. и началось изучение его творчества. Она была написана для Троицкой церкви в Троице-Сергиевом монастыре, где был похоронен Сергий Радонежский. Творчеством Рублева завершается наметившийся еще в XII в. процесс обособления русской живописи от византийской. Это был отказ от византийской суровости и аскетизма.

Крупным явлением в живописи в XV в. было творчество Дионисия (1440- 1503). Иконам Дионисия с сильно вытянутыми и грациозными фигурами присущи нарядность и торжественность. Они также славились тонким рисунком и изысканным колоритом.

Смотрите русские сериалы онлайн через интернет.

На рубеже XVI -XVII вв. в изобразительном искусстве особенно ярко проявили себя два художественных направления: годуновская и строгановская школы. Годуновская школа получила свое название потому, что основным заказчиком произведений был для иконописцев царь Борис Годунов. Мастера годуновской школы пытались следовать образцам Рублева и Дионисия, но иконы получались архаичными, с явными признаками эклектики. Иконы строгановской школы, где основными заказчиками были купцы Строгановы, отличались тщательным письмом, даже изощренностью рисунка и необыкновенными красками, которые накладывались на золотой фон, что создавало эффект свечения изнутри иконы.