Журналист «Открытой России» к 75-летию начала войны проанализировал последствия пропаганды в «оборонном кинематографе»

В 75-ю годовщину начала Великой Отечественной войны журналист «Открытой России» Роман Попков на примере сталинского «оборонного кинематографа» попытался показать, к каким трагическим последствиям приводит милитаристская пропаганда. Статья Попкова опубликована в среду на сайте общественно-политического движения экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского.

Автор статьи предлагает помнить не только о подвиге народа в войне и о понесенных жертвах, но и о «преступном поведении руководства СССР и лично Иосифа Сталина» накануне войны, «об игнорировании донесений разведки о готовящемся вторжении», о «бессмысленных чистках» комсостава, ослабивших армию. Он призывает не забывать о формировании в советском обществе на протяжении второй половины 1930-х годов «легкомысленных шапкозакидательских настроений» — «при помощи партийной трескотни, фанфаронства в СМИ, создания в кинематографе сказочного мира, враждебного реальности», что привело к неправильному пониманию сложившейся перед войной обстановки.

Характерная особенность милитаристской пропаганды — готовить в мирное время общество совсем не к тому, что это общество ждет, когда начнется война, пишет журналист, отмечая, что случай со сталинской милитаристской пропагандой конца 1930-х — особенный. Несмотря на то что были признаки надвигавшейся большой, тяжелой войны, людям объясняли, что враг будет разбит малой кровью, на чужой территории и в самые короткие сроки. «Ужасно, что в Кремле, похоже, тоже в это верили», — отмечает Попков. Он подчеркивает, что одна из целей его статьи — «напомнить, что милитаристская пропаганда всегда врет и практически всегда эта ложь приводит к трагическим последствиям».

Советские фильмы, вышедшие на экран до советско-германского раздела Польши, описывали грядущую большую войну именно как войну с немцами, пишет автор, приводя в качестве примера картину 1936 года «Родина зовет» Александра Мачерета. В этом фильме название страны, с которой воюет СССР, прямо не называется, но на вражеских самолетах нарисованы свастики.

В снятом в 1938 году фильме режиссера Петра Малахова «Глубокий рейд» тоже нет названия страны противника, но вражеская авиация называется «Имперские воздушные силы», что в сочетании с готическим шрифтом и огромными дирижаблями-бомбардировщиками указывает — речь идет скорее о Германии, отмечает Попков.

В 1939 году СССР и Германия заключают так называемый пакт Молотова — Риббентропа — договор о ненападении, подписанный главами ведомств по иностранным делам Иоахимом фон Риббентропом и Вячеславом Молотовым. Почти на два года тема вражды с Третьим рейхом становится ненужной, однако к тому времени уже сняты главные кинокартины в жанре «боевой фантастики» — «Эскадрилья N5″ и «Танкисты», в которых рассказывается о стремительном разгроме Германии, пишет автор материала.

Попков называет «Эскадрилью N5″, снятую режиссером Абрамом Роомом по сценарию Иосифа Прута в 1939 году, «настоящей жемчужиной сталинского «оборонного кино». Действие в ленте происходит в условиях предполагаемой войны. Советская разведка перехватывает приказ высшего командования фашистской Германии о переходе советской границы. На бомбежку немецких аэродромов вылетают советские самолеты, в том числе эскадрилья N5. Фашистам удается подбить два самолета, но летчики успешно катапультируются и проводят блестящую операцию в тылу врага.

Как отмечает журналист, немецкие офицеры в картине «карикатурны до предела и больше похожи не на киношных фашистов более позднего советского кино, а на белогвардейцев в том нелепом виде, в каком их изображали в Советской России после гражданской войны».

Еще один пример пропагандистской картины, в которой рассматривается сценарий возможной войны, — фильм «Танкисты» 1939 года, снятый Зиновием Драпкиным и Робертом Майманом. В ней по приказу «верховного правителя» немецкий генерал Бюллер планирует операцию, во время которой немцы должны перейти границу, захватить крупный участок советской территории и уничтожить город Красноармейск.

Однако советские танки нарушают планы врага, в итоге заставив немцев капитулировать. В кадре в основном танки Т-26, Т-28 и БТ — летом 1941-го сотни таких машин будут гореть в отчаянных и безнадежных приграничных сражениях, с горечью пишет Попков.

«Если в «Эскадрилье» для героев-летчиков война с Германией — быстрая и легкая прогулка, то в «Танкистах» у героев задача чуть сложнее и напоминает квест. Но путь успешно найден, виртуозные танкисты обходят фашистов с флангов, искусно пройдя через реки и болота, громят врага», — так описывает сюжет Попков.

Автор статьи приводит диалог между советским офицером и немецким генералом, который изумляется, как же военным удалось преодолеть все препятствия. Отвечая на вопрос Бюллера: «Разве танки летают?» — танкист говорит: «Если нужно, советские танки летают». «Теперь по телевизору опять любят рассказывать про летающие танки», — сетует журналист.