Тexнoлoгии будущeгo стaнoвятся рeaльнoстью
Стрeмясь выжить в стрeмитeльнo мeняющиxся рeaлияx сoврeмeнныx мeгaпoлисoв, aвтoмoбили всe бoльшe гaджeтизируются. И дeлo нe тoлькo в aвтoпилoтe, или выxoдe в интeрнeт – дoктринa «умнoгo гoрoдa» трeбуeт oт aвтoмoбилeй встрoиться в информационную систему и обмениваться данными с другими автомобилями и дорожными службами. И это вовсе не вопрос далекого будущего – уже сегодня телематика берет на себя все больше функций. И в Украине тоже.
Телематика — спектр технологий, позволяющих удаленно собирать данные и управлять своим автомобилем, домом и даже небольшим производством. Простейший пример – установка GPS-приемников на автомобили транспортной компании для контроля за их передвижением. Координаты от приемника по мобильной сети передаются в офис – это позволяет убедиться, что водители не тратят время и топливо в личных целях. Можно также проанализировать задержки в пути и затраты на эксплуатацию, прокладывать оптимальные маршруты и т.п.
Впрочем, это лишь базовый функционал – и он имеет значительный резерв для расширения. Уже сейчас внедряются технологии контроля за состоянием отдельных узлов автомобиля – информация передается на СТО и в случае чего водителя приглашают на сервис чуть раньше, чем наступит критическая поломка. Если же автомобиль таки остановился, не доехав до cервиса, GPS-трекер определит его местоположение, а датчики – набор запчастей, необходимых для полевого ремонта.
Помимо автомобильной сферы, телематику используют в строительстве – при разработке концепции «умного дома». Предполагается, что каждый бытовой прибор в таком доме будет подключен в единую сеть и управляется владельцем при помощи смартфонов. Например, кофемашина Nespresso сделает кофе, пока вы еще в постели – достаточно нажать на кнопку в приложении. Или подключенный к Сети холодильник Samsung с вмонтированным 21-дюймовым экраном, на котором можно и фильмы смотреть, и управлять массой настроек. То же самое можно делать и удаленно, из офиса, например.
Операторы мобильной связи проявляют неподдельный интерес к этой теме. Например, подразделение Vodafone Automotive уже работает напрямую с автопроизводителями и поставляет компоненты своей системы удаленного контроля. По традиции, все началось с премиум-марок – Bentley, Rolls Royce, McLaren. Очевидно, владельцы машин за 200 тысяч долларов внутренне более готовы доплатить за новые технологии в сфере безопасности, которые поначалу были недешевы. Затем, когда себестоимость компонентов снизилась, праздник наступил уже на улице «обычных» Renault/Nissan и других.
Прогресс не обходит стороной и Украину. По словам Евгения Булаха, директора по продажам и абонентскому обслуживанию Vodafone Украина, подобные технологии уже переходят из области фантастики в ряд обычных услуг. В нашей стране это особенно касается сервисов, связанных с обеспечением безопасности и контроля за транспортом. Растет интерес и к Smart City, умному страхованию и конечно же, к обмену данными между автомобилями, реализуемыми Vodafone Automotive. Таким образом, инновации и мировые практики, приносимые Vodafone, ставит Украину в один ряд с европейскими странами.
Нужно сказать, что имидж страны Vodafone поднимает не в одиночку. Национальным сервис-провайдером Vodafone Automotive в Украине стала компания Benish GPS – уже организована работа сервисного центра, обрабатывающего поступающую информацию от автомобилей Porsche. Выбор марки не случаен – в нашей стране началась настоящая охота на четырехколесный премиум, а полудырявая граница и мутные схемы в зоне АТО оставляет призрачные шансы найти свою машину. Разве что, если ее местоположение будет видно на экране вашего смартфона 24/7.
Пока доступен базовый сервис – к примеру, операторы центра могут вызвать полицию при попытке угона – однако скоро в Benish GPS обещают расширить набор услуг.