Тучи над «Арт-Манежем»

С 9 по 13 декабря 2004 г. в Москве проходила девятая выставка — ярмарка современного искусства «Арт-Манежанеж». Ранее она традиционно проводилась в здании большого Манежа. После пожара в Манеже экспозиция была организована на территории ЛФК ЦСКА. Этим объясняется отказ некоторых галерей, ранее постоянных участников ярмарки, от размещения своих экспозиций. Добраться до нового выставочного зала оказалось довольно сложно, поэтому численность посетителей по сравнению с обычным ажиотажем вокруг этого мероприятия сократилась. К тому же рекламная кампания была организована не очень удачно, что не позволило в полной мере донести информацию о выставке до зрителей. Возможно, отрицательную роль сыграло и название экспозиции, «привязанное» к определенному месторасположению. Несмотря на все препятствия, «Арт-Манеж» состоялся и стал значимым событием культурной жизни Москвы.Здесь были представлены работы известной художницы«семидесятницы» Татьяны Назаренко, недавнего выпускника факультета графики МГАХИ им. В.И. Сурикова Тимофея Смирнова, яркие и цветоносные полотна Стеллы Шалумовой, выполненные в оригинальной технике фактурной живописи. Галерея «Цветарус», одним из информационных спонсоров которой был журнал «Художественный Совет», представила необычную экспозицию на тему «Иллюзии и аллюзии в современном искусстве», названную «Иллюзия дождя». Авторами проекта выступили директор галереи Ольга Драничкина, художник, член МСХ Марина Звягинцева и искусствовед Светлана Роханова.

Устроители проекта «Иллюзия дождя» поставили перед собой цель показать зрителю привычное для всех погодное явление с неожиданной стороны. Для кого — то дождь — это прозрачные ручейки, бегущие по оконным стеклам, для кого — то — долгожданная живительная прохлада. Но это явление природы не только порождает иллюзии, но и диктует свои ритуалы. Собираясь на улицу, мы жадно слушаем прогноз погоды, дабы не оставить дома столь необходимый в ненастный день зонтик. А как приятно подставлять лицо теплым, ласковым солнечным лучам, едва пробившимся сквозь тучи после долгого беспощадного ливня. Наградой за серую водную стену становится искрящийся в алмазах капель радужный мостик.

Все это виделось авторам проекта, когда они оформляли стенд. Естественно, наполненный духом стихии, он не остался незамеченным. Работы Марины Звягинцевой, выполненные в технике монотипии, подавались посетителю в эффектном обрамлении привлекающих внимание оригинальных деталей. Это были переливающиеся перламутром спирали, завораживающие своим вращением и символизирующие струи дождя. Они, будто приоткрытый театральный занавес, притягивали любопытные взгляды зрителей, направляя их вглубь сцены — экспозиции, которая в полной мере раскрывала образ ненастной погоды. Прозрачные зонтики, развешанные на мольбертах дождевики — все эти атрибуты, так необходимые в дождливый день, создавали неповторимую атмосферу творческого беспорядка в художественной мастерской. В зимний день неожиданно раздавались раскаты грома, что ошеломляло и заставляло проходивших мимо людей остановиться и присмотреться к диковинной экспозиции. Изюминкой выставки стали резиновые калоши, которые Марина Звягинцева расписала акриловыми красками. Заинтересовавшись проектом, мы обратились за подробностями к директору галереи «Цветарус» Ольге Драничкиной.

Скажите, Ольга, с чего начинался проект «Цветарус»?

Галерея появилась несколько лет назад усилиями одного из учредителей, Петра Анатольевича Желнина, который собрал в единую организацию своих друзей — художников. Мой муж, Александр Желнин, сын Петра Анатольевича, выступил в роли соучредителя. Получился такой семейный бизнес, за который как за наше детище у каждого из нас болит душа. Официально мы работаем уже три года, а до этого было еще около двух лет подготовки, переговоров, решения организационных вопросов.

Как появилось такое необычное название?

Сначала проект именовался «Цвета Руси», но на первой же большой выставке организаторы заявили, что с таким названием мы можем выставлять исключительно лубок и русскую старину. А если мы собираемся заниматься современным искусством, нужно придумать что — то другое. Поэтому «Цвета Руси» сократилось до выразительного слова «Цветарус» с ударением на букву «а». У меня с таким названием ассоциируется какой — то насыщенный цвет, что — то яркое.

Какими видами искусства вы занимаетесь?

У нас и живопись, и графика. Также мы занимаемся дизайном, батиком, скульптурой, авторской мебелью. Сейчас идет разговор о своем помещении, поскольку у нас три выездных выставочных зала, в которых расположены постоянные экспозиции, меняющиеся раз в месяц. У нас свой круг клиентов, наработан материал, а постоянного салона пока нет.

Как вы работаете с художниками? По какому принципу отбираете экспонентов? Важно ли для вас имя автора?

Мы сотрудничаем только с теми авторами, которые зарегистрированы в Союзе художников России. Основным критерием отбора считаем профессионализм. Мы не занимаемся антиквариатом, хотя несколько старых картин есть в нашей коллекции.

Работать с художниками мы стараемся по рекомендации. Мы очень тесно сотрудничаем с Московским фондом культуры, чьи эксперты и сам президент советуют, с кем строить деловые отношения. Мы прислушиваемся к мнению профессионалов, и решаем, работать нам с теми или иными художниками или нет. Здесь также играет роль и мой личный выбор. Художников очень много. В нашем случае, я думаю, имя не столь важно. Хотя на крупные выставки, безусловно, нужно выходить с человеком, который в них уже участвовал. Художник должен адекватно относиться к выставке. Порой люди просто не понимают, куда они попали, не имеют представления об условиях участия в проекте. А для работы это чрезвычайно важно, поскольку вкладываются очень большие деньги. Кстати небольшое лирическое отступление. Какие ассоциации приходят вам на ум при словах Италия недвижимость побережье? Наверняка что-то тёплое, светлое и спокойное.

Каковы ваши впечатления от «Арт-Манежа»?

Мне кажется, что «Арт-Манеж» всегда был, есть и будет значимым событием в художественной жизни Москвы. Мы участвовали в нем в третий раз.

Профессионал к любой выставке подходит очень серьезно. Это же можно отнести и к галереям. Те, кто не стали участвовать в выставке только из — за того, что она должна была проходить в ЦСКА, думаю, не профессионалы, поскольку бренд «Арт-Манежанеж» всегда будет весомым вкладом в собственное имя на артрынке. Если ты выпадаешь из этой обоймы, ты не профессионал и не можешь показать себя на высоком уровне вне зависимости от того, в ЦСКА или в Манеже на Красной площади.

А как вы оцениваете общий уровень выставки?

Уровень был разный. С одной стороны, это хорошо, ведь на прошлом «Арт-Манежанеже» проходил очень жесткий отбор. Многие молодые галереи и те, кто выставлял, так сказать, «нераскрученных» авторов, не попали сюда, хотя и художники, и галереи были хорошие. А в этом «Арт-Манежанеже» дали дорогу молодым, тем, кто не мог по каким — либо причинам заявить о себе в известных галереях и среди знаменитых художников, предоставили возможность показать себя.