Портретная живопись

Портрет – один из основных жанров в изобразительном искусстве, показывающий внешность одного конкретного человека, а иногда и группы людей. Главная задача художника-портретиста – добиться не только максимального внешнего сходства портрета с оригиналом, но и точная передача индивидуальных черт характера, и создание образа, типичного для той или иной эпохи.

История портрета насчитывает несколько тысячелетий, а зародился он как жанр живописи в античном искусстве. При раскопках на острове Крит было найдено много фресок с живописными женскими изображениями. Самое известное из них было условно названо учёными «Парижанка».

Другие древние находки, имеющие непосредственное отношение к портретной живописи, относятся уже к Египту с первого по четвёртый века нашей эры. Это – деревянные доски или холсты с выполненными на них портретами, которые в те времена помещались в гробницу усопшего вместе с его мумией. Эти изображения выполнены в технике, которая называется энкаустика, то есть, красками, сделанными на основе воска.

В эпоху Средневековья практически все живописные изображения были привязаны к религиозным сюжетам, а портрет существовал лишь как профильное изображение дарителей (донаторов), которые были только частью общей композиции.

Настоящий расцвет портретной живописи начался в эпоху Ренессанса. Художники Возрождения проповедовали гуманистические идеалы, главной их моделью становится человек, а пейзажи и интерьер – только фон для каждой отдельной личности. Величайший шедевр того времени известен каждому – это «Джоконда» Леонардо да Винчи.

Неоценимым надо назвать и тот вклад, что внесли в развитие портретной живописи Тициан, написавший целую галерею портретов своих современников, нидерландец Ян ванн Эйк, немец Альбрехт Дюрер, чьи автопортреты – пример для многих художников.

Валентин Коротков — Думы (фрагмент). 2005. Галерея «Колизей Арт»

Ранее, желающему получить свой портрет было необходимо провести некоторое время перед художником, в ожидании, пока тот не сделает грубый набросок будущей картины и более качественный набросок лица модели. Сегодняшние технологие позволили живописцам рисовать портрет с фотографии, сколь угодно долго изучая игру света и тени, улавливая самые незаметные эмоции лица, совмещая объекты из разных снимков, добавляя толику своего воображения.