От социального реализма к кубизму

Характерным явлением в изобразительном искусстве западных стран был социальный реализм. Это движение базировалось на социально-политической основе. Социальному реализму свойственны критическое суждение о жизни и одновременно утверждающее реалистическое начало. Основным героем в искусстве социального реализма выступает народ.

Художники чужды романтического взгляда на мир и эстетизации реальности. События и герои подаются такими, каковы они в жизни. «Правду жизни» можно найти на полотнах француза М. Люса, норвежца Э. Мунка, словенца И. Грохара. Индустриальный мир представлен в произведениях этого художественного направления как суровая стихия, которая рождает героев. Эти идеи четко прослеживаются в гравюрах англичанина Ф.Брэнгвина, картинах ирландца П.Генри и скульптуре бельгийца К.Менье.

Гуманистические воззрения художников, их ощущение драматизма социальной жизни вместе с тем находят выражение и в произведениях, избегающих прямого, натурного воспроизведения действительности. Огромное общественно-политическое значение имели такие произведения французского живописца Пабло Пикассо (1881 — 1973), как «Голубь мира» и «Герника». Они наполнены глубоким гуманистическим содержанием и полны протеста против насилия.

Во многих странах в начале XX в. модернизм объединил значительную группу течений. Во Франции вместе с тем образовалась группа живописцев, получившая название фовисты (от фр. lesfauves — дикие), а в Германии появилось общество «Мост», за членами которого закрепилось название экспрессионистов (от лат. expressio — выражение). Из живописи фовистов исключалась светотеневая моделировка формы, объемно-пространственное построение композиции и т. п. Им свойственны стихийная динамика письма, интенсивность открытого цвета, острота ритма, резкое обобщение объемов, пространства и рисунка. Одним из лидеров фовизма был Анри Матисс (1869- 1954). В его работах «Музыка», «Танец», «Красные рыбы» отчетливо прослеживается стремление выразить праздничную красочность мира и радость бытия. Его картины полны крупных красочных плоскостей, а условность формы и пространства подчиняется общему плоскостному и цветовому ритму.

Это искусство не ставило перед собой цель выглядеть как жизнь. Его задачей было донести до зрителя эстетические эмоции автора. Именно они, а не идеи образуют содержание полотен. Экспрессионистов объединяла эмоционально-колористическая живопись. Они провозгласили единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а главной целью искусства — его выражение.

Стремление к обостренному выражению эмоций, ирреалистичных образов было их характерной чертой. Немецкие экспрессионисты, входящие в группу «Мост», создают сочную и многоцветную живопись в своих натюрмортах и пейзажах (К. Шмидт-Ротлуфф), обращаются к библейской тематике (Э.Нольде). Урбанистические мотивы характерны для живописи Э.Л.Кирхнера, а сюжеты, связанные с соотнесением природы и человека, — отличительная черта живописи Э.Хеккеля.

В стиле экспрессионизма может быть нарисован, например, свадебный шарж. Весёлые, вычурные манеры представления действительности в этом случае подходят как нельзя кстати.

В рамках экспрессионизма возникли и первые образцы абстрактного искусства (работы В.Кандинского и Ф.Марка). Экспрессионизм был присущ не только живописи, но и литературе (Г.Тракль, Г.Бенн, Г. Кайзер, Ф.Верфель и др.), а также проявлялся в музыке и кино (композиторы и кинорежиссеры А.Шенберг, А.Берг, Р.Вине, П.Лени).

Одним из направлений модернизма был кубизм, основоположником которого считается П. Пикассо. Кубисты исходили из того, что все предметы и явления окружающего мира, включая человека, могут быть изображены в виде геометрических фигур. Одной из первых работ, написанной в духе кубизма, была картина П. Пикассо «Авиньонские девицы» (1907). Кубизм представляет собой один из способов нового понимания реальности. Его художественная практика очень разнообразна. Ж. Браком создаются кубические коллажи и даже вводится в живопись текст, напечатанный на бумаге. Новым было и то, что в живописные произведения стали вводить инородные материалы: стекло, опилки, песок, железо и т.п. Кубизм представляет собой пластический эксперимент, приемы которого использовались художниками на протяжении полувека.

Автор текста: М.В.Соколова