Найден способ ослабить веру людей в теории заговора

фoтo: pixabay.com

Тeoрии зaгoвoрa пoпулярны с дaвниx врeмён —oдни люди вeрят, чтo кoсмичeскиe aгeнтствa тaйнo сoтрудничaют с инoплaнeтянaми, другиe утверждают что американцы никогда не высаживались на Луну, третьи всерьёз полагают, что Земля плоская, и огромное количество людей искренне убеждено в тайном заговоре мировых элит, которым при определённой фантазии можно объяснить практически любое событие. Любая информация из официальных источников, опровергающая ту или иную конспирологическую теорию, немедленно объявляется неубедительной попыткой скрыть правду.

Популярность конспирологических теорий объясняется немалым количеством психологических особенностей множества людей. Одним из наиболее значимых в этом отношении считается тот факт, что человек, занявший ту или иную позицию, в дальнейшем оказывается пристрастен и будет толковать любые события с точки зрения своего мировосприятия, а также искать доказательства в пользу избранной теории активнее, чем опровержения. Во времена, когда интернет предоставляет своим пользователям доступ к огромному количеству информации, найти такого рода «доказательства» в пользу чего бы то ни было стало ещё проще.

Специалисты провели опрос, в котором приняли участие 397 человек, и получили доказательство, что люди различных политических убеждений склонны верить в разные теории заговора (в частности, многие, назвавшие себя либералами, верили во взаимосвязь прививок и аутизма). При этом опрошенные, которые хорошо разбирались в принципах работы прессы (в частности, методах сбора и подачи информации, а также особенностях финансирования) были менее склонны к вере в конспирологические теории. Особенно это было заметно на примере людей, определяющих себя как либералов — «медиаграмотность» в значительной степени предопределяла, поверят ли они более чем спорному предположению, обнаруженному в интернете.

Учёные также обнаружили, что люди, ощущающие потребность в познании, также реже становятся конспирологами, однако непосредственной связи между тягой к познанию и пониманием принципов работы СМИ обнаружено не было.

Исследование было опубликовано в журнале Communication and the Public.

Cамое интересное за день в «МК» — в одной вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram.