«Мир искусства»

Группа «Мир искусства» (1898-1924) была художественным центром, объединившимся вокруг журнала с тем же названием. Крупнейший художественный деятель С.П.Дягилев с 1898 г. стал организовывать выставки художников, выступавших против академической рутины (академизма) и тенденциозности передвижников. Эти выставки осуществили глубокий переворот в эстетических воззрениях современников. К наиболее выдающимся художникам «Мира искусства» следует отнести А. Н.Бенуа, Е.Е.Лансере, К.А.Сомова, Л. С. Бакста.

Они исходили из представлений о безграничной свободе творческой личности и искусства, утверждая аполитичность и выдвигая лозунги «чистой художественности», а также «преображения» жизни искусством. «Мир искусства» базировался на идейно-мировоззренческом фундаменте эстетизма. Мирискусники опирались на поэтику символизма, часто в своем творчестве уходили в мир прошлого, гротескных и полусказочных образов. Их живописи и графике свойственны утонченная декоративность, стилизация, изящная орнаментальность. Заслугой этих художников было создание высокохудожественной книжной графики, эстампа и театральной декорации.

К символизму также были близки художники объединения «Голубая роза»: Н.П.Крымов, Н.Н.Сапунов, М.С.Сарьян и др.

В противовес «Миру искусства» в 1903 г. был учрежден «Союз русских художников», которые не противопоставляли себя передвижникам, отстаивая права национальной тематики в отличие от «западнических» мотивов «Мира искусства».

На рубеже 1910-1911 гг. появилось новое художественное объединение — «Бубновый валет», куда входили Н.Н.Кончаловский, М.Ф.Ларионов, А.В.Лентулов, Р.Р.Фальк. Это было футуристическое направление в живописи. Русский абстракционизм вошел в историю именами К.С.Малевича и В.В.Кандинского. Представителем экспрессионизма в России был М.З. Шагал. Эти течения и художники объединяются понятием русский авангард.

Уникальная возможность посетить Театр Моссовета со скидкой.

Основные тенденции русского модерна в архитектуре отразились в творчестве Ф. О. Шехтеля (здание Художественного театра, особняк Рябушинского, Ярославский вокзал в Москве). Но на рубеже веков процветал и неорусский стиль. В этом стиле А. В. Щусевым было построено здание Казанского вокзала в Москве, а В. М. Васнецовым — Третьяковская галерея. В Петербурге в классическом ампире создает свои архитектурные сооружения Ф.Лидваль.

Характерными чертами стиля модерн в его творчестве является обращенность к орнаментальным, ритмически усложненным решениям (панно «Принцесса Греза» на фасаде гостиницы «Метрополь» в Москве). Сквозным для М.А.Врубеля оказывается образ Демона — героической личности, отвергнутой и одинокой. В его творчестве фантазия всегда тесно соединена с реальностью. В своих картинах художник как бы обожествлял людей и очеловечивал богов.