Мастер и «Мадонна в гроте» — Легендарный да Винчи и его загадка

Eсли вeрнуться к тeoрии зeркaл, тo eё пoслeдoвaтeли нaмeкaют: взглянитe-кa пристaльнee нa «Мaдoнну в грoтe», вooружившись вoлшeбным стeклышкoм, и увидитe мнoгo интeрeсныx библeйскиx пeрсoнaжeй…
В eгo рукoписяx встрeчaются тexничeскиe и aнaтoмичeскиe чeртёжи, сxeмы нeвидaнныx дoсeлe aппaрaтoв и мaшин, кoтoрыe впoслeдствии пoмoгли Человечеству сделать шаг в сторону прогресса. Но мир знает его, прежде всего, как великого художника, архитектора и скульптора. Все, к чему только прикасались руки гения, становилось бесценным творением искусства или науки. Леонардо исследовал мир во всех его проявлениях: увлекался ботаникой, геологией, анатомией, физикой, астрономией, механикой, благодаря чему сделал много открытий.
Картина существует в двух вариантах, один из которых находится в Лувре (Париж), другой – в Лондонской Национальной галерее. Художник начал над ней работу в 1483 году, но поначалу оставил картину у себя из-за проблем с заказчиками по поводу оплаты.
Лондонский вариант:
За свою жизнь Леонардо да Винчи создал бесценные шедевры. Многие из низ них ныне принадлежат мировому искусству и хранятся в лучших музеях мира: знаменитая фреска «Тайная вечеря», алтарный образ «Мадонна в гроте», идеальный в своих пропорциях «Витрувианский человек», картина «Мадонна с младенцем», и, пожалуй, самый потрясающий и загадочный портрет – «Мона Лиза»…
Одни говорят, например, что в своих произведениях Леонардо закодировал тайный смысл Библии и раскрывает истинную историю Христа. Все его творения окутаны тайнами и легендами и до сих пор вызывают споры в кругах учёных мужей. Другие считают, что полотна да Винчи усеяны символами, которые приведут к немыслимым сокровищам и святыням, например, к Святому Граалю. Некоторые убеждены: художник на всех своих знаменитых картинах изображал лик бога! Стоит только поднести зеркало к определенному участку полотна, на который могут указывать руки персонажей, как из него на нас посмотрит грозный иудейский бог Яхве, или христианский Господь, а может быть даже и Сатана…
Ирина Кондратенко © Gallerix.ru
Правда это или нет, пока не известно, но, зная любовь Леонардо к зеркалам и его страсть к тайным шрифтам, которые читаются только в отражении, предполагать можно что угодно.
Ну а желающие воочию увидеть это и другие таинственные полотна, и выдвинуть свою теорию, могут отправляться в парижский Лувр и прикоснуться к этим творениям в любое время (только руками не трогать!).
Любители разгадывать коды и тайны узрели в первом варианте картины тайное послание: младенец возле Марии не Иоанн, а Иисус и именно он поклоняется Иоанну Крестителю, а не наоборот! Ну или его Магистром, как считает писатель Дэн Браун и его последователи. А значит, и сам Леонардо был приближенным к этому таинственному ордену. Это соответствует традиции тамплиеров, которые, прежде всего, чтили Иоанна и поклонялись ему.
Завершил он её лишь спустя 10 лет, но замыслил сделать повторение картины. Изображения на этих двух полотнах во многом отличаются. А в 1508 году, при участии свого ученика Амброджо де Предиса, художник, несколько видоизменив, все же закончил второй вариант картины, которая ныне и находится в Лондоне.
Святое Семейство предположительно скрывалось здесь от царя Ирода. Действие происходит в скальном гроте египетской пустыни. Этот эпизод не описан в Евангелии, но он является неотъемлемой частью христианской мифологии. На картине изображена встреча Девы Марии с маленьким Иоанном Крестителем и архангелом Уриилом.

Луврский вариант:

Множество противоречий вызвал первый коммерческий заказ да Винчи – алтарный образ для капеллы Непорочного зачатия – «Мадонна в гроте».
Архангел Уриил больше не указывает пальцем на малыша, сидящего справа от Божьей Матери, который на этот раз держит удлиненный крест – символ Иоанна Крестителя. Фигуры персонажей выглядят несколько крупнее, к их головам дорисованы нимбы.
Этот человек – культовая и чуть ли не самая загадочная персона Средневековья.
И это побуждает учёных всего мира, равно как и обычных людей, исследовать, расследовать, угадывать, разгадывать, и просто восхищаться великим искусством Мастера. Напротив – усугубляет пелену загадочности его персоны. В целом, картина «Мадонна в гроте», как и другие шедевры да Винчи, ничуть не приближает нас к разгадке его тайны.
Ещё в совсем юном возрасте, Леонардо начал упражняться в живописи в мастерской художника Андреа Веррокио. Позже он переехал из маленького городка на западе Флоренции в Милан, где его талант развился до невероятных высот.
В центре пещеры мы видим Деву Марию, возле которой находятся два младенца. Считается, что ребёнок, который сидит справа от Марии, и которого она обнимает за плечо, — это Иоанн Креститель. У Иисуса над головой нависает ладонь Богоматери и вытянутый вперед палец архангела Уриила. С другой стороны от нее — маленький Иисус. Он сидит со скрещенными ножками, и правой рукой как будто благословляет второго мальчика.