Культура «серебряного века»

«Одной из самых утончённых эпох в истории русской культуры, культурным ренессансом начала века» называл эту эпоху философ Н. А. Бердяев. Им же было, вероятно, впервые употреблено понятие «серебряный век». Формально «серебряный век» может быть обозначен следующими временными рамками: 1890-1921 гг.

Но «серебряный век» — это не столько хронологический период, сколько время определенной ментальности, отражавшейся в художественных образах. Это время, когда многие философы писали о закате западноевропейских цивилизационных ценностей, о кризисе христианского миропонимания, но при этом предполагался и выход, прорыв в новую жизнь, новую идеологию, выражаемую новыми направлениями в искусстве. Кризисный характер в данном случае обусловил интенсивный поиск новых путей духовного и общественного развития. В области художественной культуры наблюдалось стремление к обновлению поэтической образности и языка, а также проведение многочисленных неокультурных экспериментов.

Культура «серебряного века» была многополярной. Ее представляли как приверженцы культуры прошлого, так и люди, ее отрицавшие. Наряду с реализмом, господствовавшим в мировосприятии художников второй половины XIX в., а также являвшимся основным стилем в искусстве, постепенно все большее значение приобретает символизм как новая форма романтизма.

Возникший в 80-е гг. XIX в. как течение французской литературы, общеевропейский символизм был обогащен «русской волной». Основополагающие характеристики символизма были даны в философско-публицистических манифестах этого течения: «При свете совести» (1890) Н. М. Минского и «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1893) Д. С. Мережковского. В 1894-1895 гг. выходят в свет три поэтических сборника «Русские символисты», представившие публике стихи В. Я. Брюсова и его окружения, появляются в печати произведения Ф. К. Соллогуба, З. Н. Гиппиус, К. Д. Бальмонта, разворачивается переводческая деятельность русских поэтов, знакомящих читателей с новыми веяниями в европейской литературе.

Наивысший расцвет русского символизма приходится на 1900-е гг., что справедливо связывают с вступлением в литературу Андрея Белого, Александра Блока, Вячеслава Иванова, Иннокентия Анненского, Сергея Соловьева и Максимилиана Волошина. Их условно называли младосимволистами, «символистами второй волны». Противопоставляя себя «старшим», «младшие» символисты не принимали крайнего субъективизма, пессимизма и самодовлеющего эстетизма декадентов («Декаденты… — как образно выразился А. Белый, — те, кто себя ощущал над провалом культуры без возможности перепрыга…»), они отстаивали идею творчества как служения высшему началу, считая, что прежняя культура исчерпала себя. Однако конец цикла мировой истории — не торжество хаоса, а символ грядущего преображения. В символизме, таким образом, переплетались эсхатологические идеи с верой в духовное возрождение человечества. Символизм в России нередко мыслился как «жизнетворчество», как некое сакральное действо, ставящее целью создание вселенского духовного организма. Высшей целью русского символизма было сотворение «нового человека».

Этот процесс состоит из трёх этапов: после грубой обработки паркета, его шпаклюют, а на завершающем этапе — шлифуют. Так выполняется циклевка пола. При этом шлифовальные работы выполняются не всегда, однако именно от качества их выполнения во многом зависит окончательный результат циклевания.