Каким был мотоцикл “Днепр” с роторным двигателем

”Вaнкeль” нa “Днeпрe”: МТ, кoтoрый жёг пoкрышки

Дaжe сaмыe ярыe фaнaты oппoзитныx мoтoциклoв КМЗ признaют, чтo киeвскиe бaйки – oбрaзeц кoнсeрвaтизмa и примeр oртoдoксaльнoгo пoдxoдa к кoнструирoвaнию. A чтo ваш брат скaжeтe нa тo, чтo в 1970–80-e «Днeпры» выпускaлись с рoтoрным двигaтeлeм Вaнкeля? «Aвтo 24» рaскoпaл кoe-чтo интeрeснoe o супeрпeрeдoвыx мотоциклах МТ.

В середине XX века в перспективных планах передовых КБ решетка появился роторно-поршневый двигатель – силовой аппарат без шатунов и коленчатого вала, признанный также как движок Ванкеля.

В начале 1960-х роторными двигателями не в шутку занялись и в Союзе. Работы понемножку развернули масштабные, после нескольким направлениям – проектировали и испытывали агрегаты разного рабочего объема и разного назначения. Потому об этом всего ничего рассказывали в печати и для ТВ, можно допустить, что адресовались сии моторы не в последнюю выстрел военным.

Вместо цилиндрического поршня в РПД – тригональный ротор со смещенным центром вращения. Вращаясь, возлюбленный плотно прилегает к стенкам камеры сгорания, напоминающей восьмерку. Сальник – главная проблема РПД.

Роторные моторы в целях МТ

Среди прочих идей была мотоциклетная тематика. Конечно, даже рядом отсутствии рыночной конкуренции «деды» советского мотопрома понимали, отчего отечественным мотоциклам нужны двигатели новых поколений. И если уж создавать новые агрегаты, вследствие этого бы им никак не быть роторными?

Хотя роторный двигатель – фигул очень неоднозначная. Возле ряде принципиальных преимуществ некто имел комплект значительных проблем, с которыми конструкторы не (более мира боролись в стремнина нескольких десятилетий. Бедность непокрытая мотоциклетных «Ванкелей» были тетунька же, что и автомобильные: голод по бензину, потребность по маслу, незаметный ресурс и плохая экологичность.

Предназначенные исполнение) мотоциклов РПД тестировали получай киевских байках с 1970 г. Вторая разновидность двигателя РД-500В в МТ-9 (1973 г.) имела 40 л.с., однако малый ресурс.

Странно, но для тяжелых мотоциклов вроде МТ с их архаичными моторами a la BMW 1938 лета эти проблемы безграмотный были проблемами. Серийные “Днепры” и “Уралы” в) такой степени же отличались прожорливостью и скромным ресурсом, а об экологии превалирующая их владельцев легко не догадывались.

«Ванкель» бери «Днепре»

Роторно-поршневые двигатели размерности, пригодной на мотоциклов, разрабатывал научно-изыскательский институт ВНИИмотопром в г. Серпухов. Первые мотоциклетные “Ванкели” были готовы сызнова в начале 1960-х, а в 1970-м их начали постигать на мотоциклах КМЗ. Сие был К-650 с роторным мотором РД-350 мощностью 30,5 л. Все на свете было неплохо, да ресурс первых мото-Ванкелей невыгодный превышал 100 часов.

Мотористы усовершенствовали конструкцию, появились «Днепры» МТ-9 с алюминиевыми агрегатами РД-500В и РД-501 надлежаще с хромированным и никасиловым покрытием рабочих поверхностей «цилиндра». Бесконтактное электронное гашение было заметным прогрессом угоду кому) 1973 года. Всесильность достигла 40 л.с. (близ 6000 об/мин), в принципе, сего было достаточно. Работы идемте в сторону повышения ресурса, перво-наперво составлявшего не больше 6 тыс. км. В 1974 г. даже если выпустили опытную партию с десяти МТ-9, укомплектованных РПД.

«Славутич» из РПД в серии

Интенсивные испытания десяти образцов дали побольше-менее реальную статистику, показавшую, который моторам нужно жидкостное остуживание. Следующий двигатель моделей РД-510 мощностью 48 л.с., пьяный в лоск к 1976 году, имел водяную рубашку и с гулькин нос радиатор.

Усовершенствованный к приемлемым кондициям РПД роторно-поршеньковый РД-510 (48 л.с.) с жидкостным охлаждением обкатывался возьми МТ-10 с 1976 г. Тестовых машин произвели 30 единиц.

«Днепры» и тут. Ant. там стали носителем на испытаний принципиально нового агрегата, какой установили на МТ-10. Штатная передача, спроектированная когда-ведь с большим запасом (прослойка сцепления – от автомобиля М408!), шабаш еще выдерживала наращенный крутящий момент РПД. А испытатели рассказывали, чисто задние покрышки приходилось разменивать чуть ли никак не каждый день.

Киевские мотоциклы МТ «Славутич» выступали в качестве носителей перспективных роторно-поршневых двигателей. Различимо, что бак «согласовали» с РПД получи и распишись скорую руку.

В 1979 г. выпустили опытную серию с 30 машин МТ-10 с роторным двигателем мощностью 48 л.с. Мотоциклы передали бери потребительские испытания администрациям местных колхозов, которые дали неоценимый эксперимент.

В конце концов серпастый “Ванкель” для мотоциклов был доведен предварительно нужных кондиций. Последние варианты мотора РД-515 и РД-601 (52 л.с. около 6000 об/мин, макс. кр. фактор 51Нм при 3500 об. мин) имели средство 50 тыс. км. Который скорее всего без остатка устраивало заказчиков, то штатные моторы КМЗ в большинстве случаев безграмотный могли пробежать и 30 тыс. км. Подо новый двигатель закачаешься ВНИИмотопром сконструировали ажно новый мотоцикл модели 7.151. Же на дворе был поуже 1988 год, и стране поуже было не перед новых глобальных проектов.

Вотан из тридцати опытных «Днепров» с 48-сильным роторно-поршневым мотором в 1990-е оказался в Германии.

Предопределение четырех десятков “Днепров” с роторными двигателями сложилась объединение-разному. Некоторые задним числом тестов были разобраны, отдельный попали в частные гаражи, подобно ((тому) как) минимум один изо последней партии каким-ведь чудом оказался в Германии. Видимости), еще несколько экземпляров раненько или поздно всплывут получи и распишись ретро фестивалях иначе говоря на сайтах объявлений. Только в любом случае, роторные Днепры оставили изрядный след в истории отечественного мотопрома.

Ткомедиограф:
Редактор Автомобиль24
Образование – рабфак журналистики Киевского государственного университета им. Т. Актау. В автомобильной журналистике с 2002 лета. На Auto24 с 2017 г.

Отписать