Итальянский романтизм

Особое место в европейской культуре XIX в. занимает итальянское оперное искусство. Кумирами века были композиторы Джоаккино Россини (1792-1868), Гаэтано Доницетти (1797-1848), Винченцо Беллини (1801-1835), Джузеппе Верди (1813-1901), Джакомо Пуччини (1858-1924) и Руджеро Леонкавалло (1857-1919. С творчеством Дж. Россини, отразившим подъем итальянской культуры, связан расцвет итальянской оперы. Композитор обладал неистощимой мелодической изобретательностью и драматургическим чутьем. Он возродил, обогатив реалистическим содержанием, оперу-буффа вершиной которой по праву можно назвать «Севильского цирюльника».

Типичным представителем романтизма считается Г.Доницетти. С его творчеством связан расцвет искусства бельканто. Лучшими произведениями В.Беллини, написанными в стиле романтизма, являются «Норма» и «Пуритане».

Одним из крупнейших композиторов-реалистов был Джузеппе Верди. Его произведения отличает правдивость воплощения душевных конфликтов. Оперы этого композитора представляют собой высокий образец психологичной музыкальной драмы, где музыка тесно связана с действием: «Аида», «Отелло», «Риголетто», «Травиата», «Дон Карлос», «Фальстаф».

Представителем веризма, близкого к натурализму течения, для которого было характерно правдивое изображение повседневного быта, темных сторон жизни бедноты (но при отсутствии «приговора» социальным порокам общества) был Джакомо Пуччини. Им были созданы такие шедевры оперного искусства, как «Богема», «Чио-Чио-сан», «Турандот». В стиле веризма Р. Леонкавалло (одним из основоположников этого стиля) были написаны оперы «Паяцы», «Жизнь Латинского квартала», «Заза». Итальянское оперное искусство по праву занимало ведущее место в мире.

Узнайте подробнее, что такое фотокнига!

Реакцией на буржуазные вкусы было основание молодыми художниками X. Хантом, Д. Г. Россетти, Дж. Э. Миллесом и Ф. М. Брауном в 1848 г. «Братства прерафаэлитов». Идейным вдохновителем этого объединения был искусствовед и критик Дж.Рескин. Он сориентировал художников на дорафаэлевскую итальянскую живопись. По мнению Рескина, искусство должно в силу своей апостольской миссии способствовать очищению и возвышению духовного начала в человеке. Прерафаэлиты не признавали официального искусства и обратились к технике треченто и кватроченто. Свои взгляды они изложили в манифесте, основные идеи которого сводились к следующему: писать непосредственно с натуры, максимально правдиво и в согласии с идеалами искусства дорафаэлевской эпохи. Им свойственны натурализм (например, при изображении природы они с особой тщательностью воспроизводили строение растений), стремление вернуть искусству естественность. В своем творчестве они часто обращались к библейским сюжетам. Общество, со своей стороны, не принимало их полотна, обвиняя в беспомощности и кощунстве.

Автор текста: М. В. Соколова