Главные тенденции развития западноевропейской культуры XIX в.

Рубеж XVIII-XIX вв. ознаменовался утверждением новых художественных стилей — сентиментализма и романтизма. Они возникли как реакция на рационализм эстетики классицизма и философии эпохи Просвещения. Сентиментализм объявил доминантой человеческой природы не разум, а чувство. Девиз искусства в эпоху Просвещения «Разум правит сердцем!» был заменен на диаметрально противоположный: «Сердце правит разумом!».

Для представителей этого стиля был характерен культ природы, естественного чувства, изначальной неиспорченности людей. Образы, созданные сентименталистами, полны искренности и душевного благородства. Философская основа сентиментализма была заложена в работах Ж. Ж. Руссо и Д. Дидро. Элегические и пасторальные настроения чувствуются в архитектуре пейзажных парков и расположенных в них интимных дворцов и павильонов (творчество У. Кента, Р. Мика, Ф. Эрмансдорфа). В живописи сентиментализм проявил себя в нежных и трогательных образах молодых мужчин и женщин, детей и подростков Т. Гейнсборо, Ж. Вуаля, величавых пейзажах Ф. Гварди.

Сентиментализм, в отличие от рококо, не был аристократическим стилем. Его представители пытались идеализировать жизнь простого, «маленького» человека, показывая ее в естественной (реальной) обстановке. При всей идеализации образов людей из простонародья, авторы пытались преодолеть рационалистическую прямолинейность при обрисовке характера, внося элементы диалектики. Герою сентиментальных романов свойственно совершать как благородные, так и неблаговидные поступки.

В то же время сентиментализм называли и «мещанским стилем» из-за того, что демонстрация чувств стала носить несколько слащавый характер. Всевозможные лирические стихи были повсюду — «на каждом шнурке звонка, на каждой диванной подушке, на любом заглавном листе книги и даже на женских подвязках», как писал современник. Сентиментализм предшествовал романтизму.

Романтизм основывался на устремлении личности к свободе, недостижимому духовному совершенству. Появлению романтизма способствовали и пессимистические настроения, вызванные результатами Великой Французской революции (1789-1804). Итогом революции были не только восстановление монархии, но и наполеоновские войны, затянувшиеся почти на полтора десятка лет. Повсюду установились буржуазные порядки и царила обывательская психология. Несоответствие мечты и действительности выливалось в «романтическую иронию». Главная идея романтизма — это идея протеста против слишком «реальной» действительности, уход в мир человеческих страстей, сказочных героев, печальных элегий. Эстетика этого стиля была устремлена к синтезу искусства, религии и науки и в конечном результате — к возможности возникновения нового типа культуры.

Первоначально термин «романтизм» применялся к литературе романо-германских народов, позже он охватил музыку и изобразительное искусство, а затем философию. Романтизм со временем стали уже трактовать как общекультурное движение, а не только как художественный стиль.

Предшественником романтизма можно назвать Ж. Ж. Руссо, который в эпоху Просвещения не уставал говорить о неповторимости каждого человека. Современник Ж. Ж. Руссо, представитель немецкой классической философии И. Г. Фихте пытался в своих трудах абсолютизировать творческую свободу. Романтики поставили своей целью создание новой художественно-образной модели. Реальная «проза жизни» основывалась в их понимании на бездуховности и утилитаризме, и утверждение прекрасного идеала (увы, доступного только в мечтах) для них было возможно лишь как бегство от этой действительности. При этом «бегство» осуществлялось как во времени, так и в пространстве. Писатели и художники выбирали для своих произведений некие «заповедники», не оскверненные буржуазной культурой. В своем творчестве они обращались к фольклору, идеализируя деревенскую жизнь и противопоставляя ее городской буржуазной цивилизации. В качестве сюжетной основы брались и экзотические регионы, также не затронутые старой культурой, иногда просто выдумывались некие фантастичные миры.

Романтикам было свойственно идеализировать прошлое. Особенный интерес вызывало Средневековье с его рыцарским кодексом чести и патриархальным укладом жизни. Но часть художников, не найдя откликов своим идеалам во внешнем мире, уходили в мир собственного «Я».

Эпоха Просвещения, продолжив традицию Ренессанса, признавала самоценность личности. Романтики развили эту идею, особенно отмечая ее уникальность и неповторимость. В какой-то степени можно говорить о том, что либеральные ценности, основой которых являются личная свобода и инициатива, были перенесены ими в область искусства и духовной жизни в целом.

«Просел» диван? Сегодня возможна замена французских раскладушек в диванах отечественного и импортного производства. Ваше мягкое место будет как новое!

Одной из характерных черт романтизма может считаться чрезвычайное разнообразие несхожих между собой жанровых форм и вариаций. При сохранении общих, унификационных черт этого стиля отчетливо выделяются национальные разновидности.

Французский романтизм проявил себя прежде всего в жанровой живописи — исторической, бытовой, портретной, а также в романистике. Вся атмосфера общественной жизни Франции 1820-1830-х г.г. была чрезвычайно благоприятна для развития этого художественного направления.

Главой французского романтизма можно назвать Эжена Делакруа (1798-1863). Дух свободолюбия и борьбы отражен в его динамичных по композиции, экспрессивных и звучных по колориту произведениях («Резня на Хиосе», «Свобода, ведущая народ»). Творческая фантазия выразилась в полотнах, воссоздающих образы восточных стран («Взятие крестоносцами Константинополя», «Алжирские женщины»). Одним из основоположников французского романтизма является живописец и график Теодор Жерико (1791-1824). Драматически напряженные произведения («Плот Медузы», «Дерби в Эпсоме») отличаются психологизмом характеров и контрастом светотени.

Автор текста: М. В. Соколова