Правительство вернуло на доработку закон о принципах проверки бизнеса

Правительство вернуло в Минэкономразвития на доработку закон о принципах проверки бизнеса. Повторное внесение в правительство обновленной версии этого документа ожидается 1 августа, пишет газета «Коммерсант».
В дорожной карте реформы контроля и надзора предполагалось, что это произойдет 1 июня. Минэкономразвития готовит документ по поручению президента, в мае рабочая группа правительства провела несколько совещаний для его доработки.

На одном из этих совещаний Минфин предложил исключить из-под действия закона контроль финансово-надзорного сектора. Предприниматели потребовали сократить сроки проверки бизнеса до 20-60 дней, а экспертный совет Высшей школы экономики сообщил, что разработку Минэкономразвития не поддерживает.

В опубликованном на этой неделе докладе о практике контроля и надзора в 2015 году Минэкономики называет готовящийся уже полтора года закон «насущно необходимым».

Пока же ведомство констатирует, что в 2015 году контрольные органы всех уровней провели 2,35 млн проверок, что на 1% меньше показателя 2014 года (2,38 млн). Число проверок на федеральном уровне сократилось на 11,6% (до 1,49 млн с 1,69 млн в 2014 году) — за счет снижения массовости проверок МЧС (на 17%), Роспотребнадзора (на 15%) и Ростехнадзора (на 6%).

При этом число проверок выросло на региональном и муниципальном уровнях: на 6,1% и 41,1% соответственно. На муниципальном уровне такой сильный рост обеспечило лицензирование — медицинских и образовательных учреждений, а также управляющих компаний многоквартирных домов (появилось с мая 2015 года). Если не учитывать лицензирование, общее число контрольных мероприятий снизилось на 6,2%, следует из доклада.

Подчиненные Алексея Улюкаева подчеркивают, что из сферы действия базового закона о защите прав предпринимателей при проверках (294-ФЗ) сейчас выведено около 70 видов государственного контроля — около двух третей от их числа.

Это «снижает уровень гарантий защиты прав» бизнеса и создает «неоправданные избыточные механизмы вмешательства государства», указывает Минэкономики. Там отмечают, что в КоАП сохраняется много отсылочных норм с большим разбросом штрафов за нарушения, что делает практику неоднородной и создает условия для злоупотреблений проверяющих.

Каждый контрольный орган ведет свою статистику, которую невозможно сопоставить, говорится в докладе. Минэкономики приводит пример с учетом пострадавших от разного рода воздействий: на промышленных объектах эти данные собирает Ростехнадзор, при пожарах — МЧС, на производстве — Роструд, а профзаболеваниями занимается Роспотребнадзор.

Как отмечается в докладе, посвященном практике контроля в 2015 году, госорганы и муниципалитеты проявляют «субъективный подход к определению и учету случаев возникновения угрозы причинения вреда».

При этом уголовные дела нарушителям практически не грозят: надзорные органы лишь в единичных случаях передают материалы по проверкам о причинении вреда в уполномоченные органы, доля таких проверок у Роспотребнадзора, МВД, Ростехнадзора, Росприроднадзора — не более 0,1%.