Nielsen: потребительская активность россиян снизилась до исторического минимума

В первом квартале 2016 года российский индекс потребительского доверия достиг самых низких значений за всю 11-летнюю историю наблюдений, пишет газета «Коммерсант» со ссылкой на результаты исследования компании Nielsen.

Индекс составил 63 пункта, тогда как за аналогичный период прошлого года находился на отметке в 72 пункта.

Рекордно низкой стала доля россиян со свободными деньгами, оставшимися после оплаты обязательных счетов и трат на основные нужды, — 82%. Например, в кризисном 2009 году этот показатель колебался в районе 93-96%.

В начале этого года россияне, у которых были свободные деньги, тратили их на покупку новой одежды (36%), на отпуск (31%) или переводили средства в сбережения.

«Кризисным» назвали состояние российской экономики 88% опрошенных, при этом 55% не верят, что стране удастся выйти из рецессии в ближайшем году.

«Истощение — так одним словом можно охарактеризовать состояние российских потребителей сегодня», — прокомментировала газете ситуацию директор по работе с глобальными клиентами «Nielsen Россия» Марина Лапенкова.

«В течение нелегкого 2015 года настроения были нерадостными, однако ряд социально-политических событий, которые поддерживали патриотический дух, оказывали серьезное положительное влияние на восприятие будущего, — пояснила эксперт. — Сегодня эти факторы уже сошли на нет, усталость от суровой экономии, в которой потребители живут по крайней мере год, нарастает».

Не приносит, по ее словам, удовольствия потребителям и планирование летнего отпуска: «В отсутствие доступных альтернатив россияне или не уходят в отпуск вовсе, или выбирают не совсем радующие их варианты».

Как сообщает «Интерфакс», позднее в пятницу о кризисе потребления в стране заявила вице-премьер Ольга Голодец на заседании Российской трехсторонней комиссии.

«Сегодня у нас потребление в легкой промышленности по отдельным видам продукции сократилось более чем на 20%. У нас упала розница и изменилась структура потребления: на первый план вышли продовольственные товары — 51% в феврале мы получили потребление продовольственных товаров — такого давно не было, это говорит о кризисе потребления», — сказала Голодец. По ее словам, это важнейший фактор сдерживания развития экономики, тесно связанный с недооцененностью труда в России.