Эксперт: потребительское поведение россиян в нынешний кризис серьезно поменялось

Падение покупательной способности жителей России серьезно изменило их потребительское поведение. Об этом рассказал радиостанции «Русская служба новостей» член президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Ломакин-Румянцев.

«Покупательная способность падает во всех категориях товаров. Люди меняют структуру потребления, смещают спрос в сторону более нужных и более дешевых товаров», — сообщил эксперт.

В стране, по его словам, из-за снижения реальных доходов граждан сформировалось несколько типов поведенческих моделей.

«Есть люди, которые стали реже ходить в магазины и точно планировать свои закупки, такие «оптимизаторы». У них вырос средний чек, но совокупные расходы не снизились. Есть те, кто получил название cherry-pickers. Английский термин означает тех, кто с торта забирает вишенки. Они ходят по промоакциям и покупают только то, что можно купить в рамках этих промоакции», — пояснил представитель АКОРТ.

Ломакин-Румянцев также обратил внимание на то, что меняется и отношение к текущему потреблению. «Ситуация, когда люди были готовы тратить все свои доходы на текущее потребление, потихоньку уходит в прошлое. Это уже имеет тяжелые последствия для нашей экономики», — сказал он.

В результате внутренний рост, по словам эксперта, перестает быть фактором роста экономики. «Последствия — все секторы, так или иначе, завязанные на удовлетворение внутреннего спроса, упрутся в понятные ограничения. Так же как сегодня уже в эти ограничения воткнулись производители рыбной или молочной продукции», — пояснил Ломакин-Румянцев.

Однако внутренний спрос возможно простимулировать. «Например, программы внутренней продовольственной помощи, которые предполагают субсидирование покупок определенных типов продуктов для определенных категорий граждан. Программу разрабатывает Минпромторг и, я так понимаю, в ней активно участвует Минсельхоз и Минтруда. Второй вариант — это то, что делают независимо от государства торговые компании со своими промоакциями, со своими мерами по удержанию цен», — считает Ломакин-Румянцев.